«Шустрики» и «скромники»
...«Ну, давай же скорей! Что за копуша! Быстро! Сколько раз повторять! Я жду! Ну, поторопись же! Скорее! Считаю до трех! Мы опоздаем!»
Кто не слышал подобных уговоров во время подъема и одевания ребенка или по пути в детский сад, а то и просто за едой, за умыванием, на прогулке! Нарастающее раздражение матери, ее сердитые интонации, гнев и, наконец, отчаяние: опоздали! – все разбивается о неторопливость ребенка, не дает ни малейшего эффекта. Малыш только ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, все глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует все медленнее и медленнее. И никак не надевается носок, не завязывается ботинок, не застегиваются пуговицы, а когда наконец долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок надет пяткой вверх, ботинок — не на ту ногу, а пуговицы застегнуты криво.
Дальнейшее зависит от маминого темперамента и исчерпывается, в общем, двумя основными вариантами: мама, либо обреченно вздохнув: «Ох ты, горе мое!», быстро переодевает сына или дочку сама, либо с криком и подзатыльниками (абсолютно безуспешно) пытается снова добиться этого от ребенка и опять-таки в конечном счете делает все за него.
И в том и в другом случае гарантировано испорченное настроение у обоих, сознание собственной неполноценности у ребенка, выраженное недовольство им и скрытое недовольство собой у матери.
Естественно, такие ежедневно повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребенка. Растет внутренняя напряженность, учащаются конфликты, связанные не только с описанными ситуациями, когда ребенок не поспевает за требованиями взрослого, но и с другими, самыми различными поводами.
Почему же это продолжается годами и становится привычным во многих семьях? — Да такой уж он у нас мямля, какой-о замедленный,— говорят некоторые мамы, сумевшие хотя бы осознать этот не очень приятный факт. Ответы же тех, которым не удалось понять, что эта особенность ребенка его типичное индивидуальное качество, гораздо разнообразнее и варьируются от недоуменного «Кто его знает» до агрессивного «Он с самого рождения всегда и все далает мне назло! Он хочет моей погибели! Это его отец (бабушка, свекровь, теща, соседи) настраивает против меня!» Конечно же, очень многое здесь вообще зависит от темперамента родителей, вообще взрослых, имеющих дело с такими «копушами».
А вот противоположная картина:
- Ты куда? Ну сколько можно беситься! Ты что, не видишь, куда идешь? Опять ты весь вывозился! Прекрати бегать! Хватит качаться! Немедленно оставь его в покое! Отдай девочке игрушку, это ее!
Такие тирады сопровождают жизнь ребенка другого типа, назовем его «шустриком». Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. «Копуша», по крайней мере, в большей безопасности (физической!), а за «шустриками» не уследишь. С них глаз нельзя спускать. Они вечно в движении, всегда торопятся, всюду лезут, все трогают, бросают, роняют и вообще постоянно учиняют чудовищный беспорядок. И все время есть риск, что упадут, измажутся, порежутся, обожгутся. И они падают, мажутся, режутся, полностью оправдывая опасения старших. Это дети, которые до самой школы так и не научились ходить - только бегают, не научились сидеть — уже через минуту начинают вертеться, дергаться, елозить, а потом зевать и скучать.
Даже если «шустрикам» удается более или менее безболезненно пережить дошкольный возраст, то уж в школе с самого первого часа их подстерегают беды. Приспособиться им удается редко, а значит, почти наверняка гарантировано попадание в разряд трудных, неудобных и т. д. со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что же это за дети – «шустрики» и «скромники»?
Подобные особенности поведения – гиперактивность у «шустриков» и замедленность у «скромников» — во многом обусловлены физиологически. Всех причин не перечислить, да и не все они известны, но доказанным фактом является, например, влияние кислородного голодания головного мозга ребенка еще в период внутриутробного развития на появление у малыша описанных выше реакций. Однако совсем не обязательно перечисленные виды нарушений течения беременности и родов приведут к нарушениям деятельности центральной нервной системы. Ведь адаптивные возможности детского организма чрезвычайно велики. А бывает, что какие-то отклонения появляются, но совсем не те, которые можно было предположить. Но в любом случае, если ваш ребенок ярко выраженный «шустрик» — непоседливый, неугомонный, подвижный, гиперактивный ребенок — или типичный «мямлик» — медлительный, задумчивый, не сразу реагирующий на изменение ситуации, помните, что это не просто дурной характер. |